Jolana Basso V

Сложно конечно писать статью про гитару, которая подробна описана и разобрана в Музеуме, Тем не менее, я сделаю такую попытку, в качестве новоиспечённого владельца Jolana Basso V по-коммунистически красного цвета, прибывшего ко мне из капиталистической Словакии не далее, как сегодня. На мое счастье, приобретённый мной экземпляр обладает рядом особенностей, которые отличают его от экземпляра описанного в Музеуме и о которых я поведаю благодарным читателям.

Для начала небольшая историческая справка (если вдруг кто не в курсе): Jolana Basso V была по сути третьей цельнокорпусной бас-гитарой, производства чехословацкого концерна. Если вывести за скобки шестиструнный Jolana Pedro, о котором известно только что он был, был очень неудобен в использовании по причине очень узкого межструнного расстояния (если судить по фотографиям в этих ваших энторнетах, то Pedro это скорее шестиструнная гитара с увеличенной мензурой и натянутыми толстыми струнами), вследствие чего был достаточно быстро снят с производства, то и вовсе второй.

Педро начали выпускать в 1960, одновременно с басом, который и носит гордое звание первой цельнокорпусной бас-гитары Jolana — Jolana Basso IV (IV в названии сообщает пользователям, не умеющим считать о количестве струн на данном изделии). Следом за этой парой был выпущен полуакустический Jolana Bassora (1961 год). И наконец, следующая модель получила название Jolana Basso V, хотя пятью струнами она не обладала, а имела классические четыре (очевидно, устав от вопросов, почему первая модель носит название «четвертая», чехословаки решили продолжить нумерацию).

Начало производства — 1963 год. Словак по имени Филип, продавший мне этот инструмент, заверял меня что именно этот экземпляр (серийный номер 100408) был выпущен в том самом 1963 году и полностью комплектен. Насколько это соответсвует действительности в части датировки для меня так и остается тайной, но по поводу комплектности я провел небольшое детективное расследование, и полагаю, что в данном случае, продавец скорее говорит правду, чем врет.

Самое большое сомнение относительно своей оригинальности вызывал у меня бридж. Обычный. Металлический. Нерегулируемый.

Это в то время, как сам Я-Ха, рассматривая инструмент, принадлежащий самому SPA, пишет: «Незакреплённый на деке бридж — аналогичный ставившимся на Typhoon II, состоящий из металлического корытца, установленного на две винтовые опоры для регулирования общей высоты струн, и подпружиненных сёдел, позволяющих юстировать длину мензуры каждой струны».

Казалось бы, что как минимум бридж у моего экземпляра не родной… Но… Обратившись к детищу Сергея Брина, я обнаружил массу фотографий Jolana Basso V, и на многих из них стоял именно такой, нерегулируемый бридж.

На jolana.cz в частности представлены фотографии двух инструментов — красного и черного. Если красный снабжен бриджем с возможностью регулировки мензуры, то чёрный обладает однозначным близнецом бриджа, установленного на моем экземпляре.

Более того, в описании инструмента написано: «Kobylka je kovová „hrazda“, kde díky absenci dolaďovacích kamenů není možno ladit oktávy», что в обработке все того-же детища все того же Сергея Брина на русском звучит как «Мост представляет собой металлический «Трапеция», где тонкая настройка в связи с отсутствием камней нет возможности настроить октавы».

Аналогичная информация (с фотографией) приводится и на cheesyguitars.com: «bridge is more primitive than Basso IV’s — it’s only height — adjustable» (бридж более примитивен, чем на Basso IV — имеется возможность подстраивать только высоту).

Инструмент, фотографии которого представлены на Cheesy Guitars обладает и вторым отличием от описания в Музеуме — отсутствием тонкой эбеновой накладкой. Аналогичными характеристиками (нерегулируемый бридж и отсутствие эбеновой накладки) обладает экземпляр представленный на jolana.info (в галерее — третья справа во втором ряду снизу).

Однако это ни в коем случае не ставит под сомнение оригинальность инструмента, представленного в Музеуме, поскольку товарищ Брин и его Гугль по запросу «Jolana Basso V» выдает массу картинок инструментов и с эбеновой накладкой и с регулируемым бриджем. Ровно как и без них.

Потому, можно с достаточной долей уверенности говорить, что на Basso V ставились бриджи как регулируемые, так и нерегулируемые. А накладка выполнялась как из эбена, так из… Ээээ… Я в дереве к сожалению не разбираюсь. Но накладка из какого-то светлого дерева. Возможно, из бука. как на Уралах (во всяком случае, напоминает).

Какими соображениями руководствовались при сборке на фабрике в Крнове, устанавливая те или иные бриджи и накладки, конечно остается вопросом. Но я могу предположить, что модель эволюционировала в процессе своего производства. Вопрос лишь в какую сторону? Т.е. что было сначала — ставили регулируемые бриджи и эбеновые накладки, а затем — для удешевления производства — начали ставить нерегулируемые бриджи и буковые (???) накладки? Или наоборот? Тут бы, конечно, не помешали точные данные о датах производства конкретных инструментов.

Кстати о накладках. Накладка на моем экземпляре находится в плачевном скалопированном состоянии. Что является причиной такого — попытка пионеринга со стороны одного из бывших владельцев (продавец, у которого я купил владелец номинальный — он занимается скупкой и продажей винтажных музыкальных девайсов — от инструментов, до микрофонов и усилителей) или просто износ в процессе эксплуатации я ответить затрудняюсь.

Собственно, детективная часть истории на этом кончается. Теперь просто покажу (ну и прокомментирую), что же этот бас имеет в себе.

На фотографиях можно видеть достаточно большое количество сколов и небольших царапин по корпусу. Я думаю, что я их оставлю в таком виде. Винтаж, и все такое. Хотя задняя сторона деки, которая терлась о ремень своего владельца конечно требует каких-то действий.

На инструменте, кстати, стояли струны, тоже явно сильно винтажные. Не думаю, что они ровесники самого баса, но то, что они были выпущены не позже 80-х, у меня сомнения не вызывает. К сожалению, их пришлось снять, смотать и спрятать в коробочку, поскольку во многих местах с них уже начала сползать оплетка и они по сути уже достаточно давно стали неиграбельными.

Как и писал Я-Ха: «Колки — небольшие, раздельные, стандартные гитарные но с крупными пластиковыми лопастями и рассверленными под басовые струны отверстиями в штоках».

В электрике явно копались. Это видно как по крупной и неаккуратной капли припоя на проводе сигнала, так и по оторванному проводку земли, уходящему на струнозацеп (пришлось вспоминать навыки работы с паяльником). Также зачем-то был укорочен провод, ведущий от бриджевого звукоснимателя к схеме. В результате этого деяния, пикгард получается максимум поставить на ребро (как, собственно, и сделана фотография) — любые другие действия по отделению пикгарда от корпуса приведут к отделению звукоснимателя от электрической схемы.

Гайка анкера, как видно на фотографии выведена в пятку грифа. Работоспособность анкера я не проверял, да и, строго говоря, нет на то оснований — гриф ровный (если не считать указанного ранее скалопирования, которое анкером все равно не выправить). Струны не дребезжат. Все очень приятненько.

Когда бас приехал, антабка — регулиоровочная отвертка намертво «приклеилась» в отверстие за счёт обильной ржавчины. После откручивания (при помощи плоскогубцев) и обработки различными волшебными смесями — входит и выходит — замечательно выходит.

Собственно, на этом, наверное все.

Добавить комментарий