Данная гитара, басовая инкарнация Jolana Star IX, в отечественном фольклоре получила название «отвертка» за свою характерную форму. Запущена в производство она была в конце 1960-х годов (по наиболее правдоподобной версии — в 1967 году) на фабрике Jolana в славном чехословацком городе Крнов, которая специализировалась на производстве цельнокорпусных инструментов (в Градце Кралове производились преимущественно полуакустики).
До сих пор доподлинно неизвестно насколько было тяжело похмелье дизайнера, придумавшего сию смелую ромбическую форму корпуса. У меня на этот счет есть определенная догадка, но это, повторюсь догадка и не более того.
Как известно, инженеры Jolana пристально следили за веяниями западной гитарной моды (в отличие от гитарных инженеров из СССР, которые словно принципиально выбирали в качестве предмета копирования не самые удачные эксперименты коллег из капиталистических стран, например Yamaha SGV). Известных западных аналогов «отвертки» нет, но…
Подопечные Йозефа Ружички никогда не копировали буржуинов дословно. Очень часто переработки носили в достаточной мере радикальный характер. Так вот. Еще в 1957-58 годах, одна известная в определенных кругах американская фирма Gibson выпустила сразу две новые модели гитар, которые выпускались в течение всего лишь одного года и не снискав успеха среди музыкантов были сняты с производства.
Однако, в середине 1960-х, ряд музыкантов (например, легендарный Джимми Хендрикс) в поисках скорее нового вида, нежели нового звука обратили свое внимание на эти наработки. В результате, в 1967-м было возобновлено производство одной из этих моделей (в 1976-м — и второй, но это не относится к сегодняшней теме). Прошу заметить — в 1967-м году.
А теперь предлагаю посмотреть на следующую картинку (кликабельно):
На левой части картинки — гитара Jolana Star IX (фото из Музеума Я-Хи), а на правой части — легендарный Gibson Flying V. Обе гитары «обрезаны» в районе бриджа. Отличия, конечно же имеются, но не столь значительные, как при рассмотрении инструментов «в полный рост». В качестве «домашнего задания» труженикам Фотошопа — возьмите картинку, с которой начинается данная страница (фото моего экземпляра Basso IX) и «дорисуйте» ему два треугольника «рогов», продолжающих усеченный ромб. Сходство с Flying V будет еще большее.
В общем моя версия возникновения формы корпуса «отвертки» заключается в том, что инженеры Иоланы хотели скопировать именно Gibson Flying V, но по каким-то соображениям (в первую очередь приходит экономия материала), пришли в конечном итоге к решению с усечением «стрелы» до ромба. Насколько она соответствует действительности я сказать не могу. Но мне такой вариант нравится (еще-бы, ведь я же сам его и придумал).
Как бы то ни было, от возможного «прототипа» рассматриваемая «отвертка» отличается радикально не только «обрезанным» корпусом, но и всеми другими характеристиками.
В качестве материала корпуса используется стандартная (за редким исключением) для цельнокорпусных чехословацких инструментов ольха. Для грифа — клен. Учитывая маленький размер (и, соответственно, вес) корпуса, гриф «клюет» в сторону земли. Не так безбожно, как Урал 510Л, но все-равно ощутимо. Вообще, эргономику этого баса (про шестиструнную гитару говорить не буду, ибо не держал, не играл, не был, не привлекался), можно окрестить новомодным термином «epic fail» или «былинный отказ» (хотя в Музеуме у Я-Хи написано обратное). Сидя играть практически невозможно по причине формы корпуса. То есть можно, конечно, приспособив нижний угол ромба между ног, как бы прикрывая этим углом самое ценное, и задрав голову грифа выше головы, но для меня лично такая поза крайне неудобна. При игре стоя гриф (пусть мензура у него не просто короткая, а вообще «мизерная» — 774 мм, но гриф все-таки существенно длиннее, чем у шестиструнной «сестры») все-таки «клюет», причем ощутимо. Пусть и не прилагая таких усилий, как в случае с Уралом, но гриф приходится поддерживать. Что как бы тоже некошерно.
Бридж представляет собой чехословацкую вариацию на тему тюн-о-матика, без жесткого крепления к корпусу (он просто прижимается струнами). Возможность отстраивать мензуру и высоту струн в наличии. Струнозацеп — металлический уголок с прорезями для струн, прикрытый сверху металлическим кожухом «для красоты». Примерно до конца 70-х — начала 80-х — классический чехословацкий минимализм.
Колки у басовой «отвертки» совсем не басовые. Тонкие валы, небольшие пластиковые лопасти (говорят, что очень легко ломающиеся) — по сути просто чуть увеличенные в размерах гитарные колки. Это конечно не Basso V, где колки и вовсе гитарные с рассверленным отверстием для струны, но все-же тоже не очень хороший вариант. Поскольку голова грифа не имеет никакого наклона, на нее установлен ритейнер. Опять-же минималистский — просто металлическая скоба, под которой пропускаются струны.
Интересной фишкой инструмента является наличие «ножек» на задней деке. Два маленьких пластиковых круга по идее должны предохранять заднюю деку от поцарапок при укладывании инструмента на горизонтальную плоскость. Неплохая, в принципе идея, почему-то не нашедшая дальнейшего применения (Star IX и Basso IX — единственные Иолановские инструменты, оборудованные данными приспособлениями).
Пикгард у «отвертки» состоит из двух частей. На одной части смонтированы звукосниматели (рельсовые синглы). На второй — электросхема. Электросхема включает в себя одно переменное сопротивление, регулирующую общую громкость и два переключателя. Один переключает участвующие в формировании звука датчики (нековый датчик, бриджевый детчик, оба датчика в паре). Второй — за выбор фиксированных тембров. Переключатели при этом имеют восеь различных положений, хотя изменяют что-то только три. Возможно, чехословакам стоило ограничиться двумя трехпозиционными переключателями (как на Гибсонах, да).
Ну и самая печальная часть повествования. Звук. Звук у басовой «отвертки» никакой. Во всяком случае, на моем экземпляре. Не поет она. Вообще ни разу. Только пукает. Не знаю, может это дело вкуса, но в моей коллекции басов Jolana, на мой личный вкус, у «отвертки» самое бледное звучание. Ни в одной из возможных комбинаций переключателей я не нашел звучания, которое мне бы понравилось. Sad but true, да.
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.