Одна из представителей серии полуакустических гитар Jolana, запущенных в серию в 60-х — первой половине 70-х, и являющихся в той или иной степени аллюзией на классику ES-335 от Gibson. К «сестрам» Special относятся, в частности — Jolana Tornado (наиболее распространенная ES-образная полуакустика, «снявшаяся» в ряде советских фильмов, включая тот же «Розыгрыш», запущена в серию в 1963-м и долгое время остававшаяся единственным представителем ES-образных в модельной линейке Jolana), Jolana Alexandra 2 (в серии с 1967 года), Jolana Alexandra 3 (c 1970), Jolana Studio (c 1970), Jolana Graziella (c 1970), бюджетные Jolana Kolor и Jolana Rubin (включая басовую версию).
Jolana Special впервые «сошла со стапелей» фабрики чехословацкого концерна в Градце Карловом в 1970 году, практически одновременно с упомянутыми выше Третьей Александрой, Студио и Грациеллой.
Корпус гитары изготовлен из прогрессивного материала для музыкальных инструментов — кленовой фанеры. На самом деле, кроме шуток, кленовая фанера вполне себе нормальный материал для изготовления музыкальных инструментов. Что собственно подтверждают и сами ES-335, изготовленные из того-же прогрессивного материала. В любом случае, кленовая фанера представляется более «музыкальным» материалом, чем фанера же березовая, из которой, к примеру, изготавливали Jolana Diskant.
Корпус, разумеется усилен еловыми пружинами. Достаточно массивными. Тем не менее, часто используемая в полуакустиках схема с центральном сустэйн-блоком, здесь не применена, с соответствующим результатом в характере звучания гитары.
Гриф сделан из одного куска клена. Гайка анкера под вороток выведена в пяточную часть грифа. и, стоит отметить, с доступом к ней проблем не вызывает. Крутить ее можно относительно легко. Сам анкер вполне рабочий и имевшийся на моем экземпляре заметный прогиб он выправил без особых проблем.
Непосредственно мой экземпляр приехал ко мне из славного Абакана в абсолютно ободранном состоянии. Ну, т.е. краска была содрана почти вся, за исключением отдельных островков, на удаление которых у предыдущего владельца не хватило то ли сил, то ли желания.
В связи с этим, мне пришлось завершать его работу по зачистки гитары от остатков краски и, затем, красить заново.
Тут есть определенный специфический момент. Оригинальная покраска Jolana Special — непрозрачный красно-черный бёрст. Я пытался его повторить, но получился небольшой фэйл. По причине того, что я не смог подобрать правильной красной нитрокраски, я решил «намутить» нужный цвет путем колеровки нитролака соответсвующими колерами (красный+черный+синий в различных пропорциях). И, в принципе, мне это удалось. Но с одной оговоркой — будучи нанесенным на корпус, колерованный лак оказался прозрачным. Т.е. сквозь покрытие достаточно четко видна фактура дерева.
Хотя это и совсем не по «феншую» и внешний вид не соответствует оригинальному (правда при рассмотрении издалека, этой «особенности» моего экземпляра и не заметно), на мой вкус фломастеров, это смотрится несколько эстетичнее. Не потому что я делал, а потому что просто нравится. Я вообще люблю деревянную фактуру.
Вернемся к грифу.
Накладка грифа выполнена из дерева, которое очень сильно похоже на палисандр «Сантос» (он же — боливийское розовое дерево), из которого я делал накладки для своих проектов VL4, Grazioso и Аккорд 2014. Не берусь утверждать, что это он и есть, ибо я не супер-знаток древесины, но вероятность такого расклада я считаю вполне высокой.
Разметка ладов — перламутровая. Не знаю из искуственного (что представляется более вероятным) или натурального перламутра, но смотрится достаточно симпатично.
По периметру гриф (а равно и корпус — с обоих дек) отделан белым кантом.
Голова грифа достаточно узнаваемой и оригинальной формы, хотя я лично до сих пор не могу понять, что же хотели сказать вот этим «выступом» чехословацкие дизайнеры. Наклон головы относительно остальной части грифа имеется, но угол его не слишком большой, оттого, первые две струны прижимаются маленьким ритейнером.
Колки установлены на одной общей планке. Шесть штук в ряд. Колки с пластиковыми бутонами. В принципе, колки — как колки. Ничего особенного про них я сказать не могу.
Верхний порожек — металлический. Но при этом его функция сводится лишь к тому, чтобы быть направляющей для нулевого лада, на который опираются струны.
С «нижней частью» крепления струн все куда интереснее.
Струнозацеп представляет собой очень удачную вариацию на тему Bigsby. Крепится к обечайке в нижней части двумя винтами. Сам блок струнозацепа на корпусе не дополнительно фиксируется. Струны продеваются сквозь металлический циллиндр, который можно вращать при помощи рычага. Надежно и эффективно. И сам рычаг достаточно удобен.
Бридж представляет собой два блока отлитых из силумина. Между блоками — гайка, вращая которую можно поднимать и опускать верхний блок, регулируя таким образом высоту струн. Сам бридж на корпусе фиксируется только натяжением струн. при этом интересным образом реализована возможность тонкой подстройки 630-миллиметровой мензуры.
«Пазы» бриджа обладают нарезанной винтовой резьбой, в которые ввинчиваются сами направляющие для струн (винт с продолной прорезью для струны). Эти винты-направляющие можно вращать в «пазах» бриджа, передвигая их в ту или иную сторону и, соответственно, удлиняя или сокращая мензуру в пределах 5-7 миллиметров. Не слишком удобное решение, относительно более привычных конструкций с двигающимися «сухариками». Во всяком случае, на мой личный взгляд.
По идее, бридж также должен был снабжаться также сурдиной с резиновой прокладочкой, поднимая которую, можно немного приглушать струны. Говорят, что таким образом, можно добиться от гитары звучания, аналогичного банджо. Однако в большинстве случае, гитаристами эти сурдины снимались за ненадобностью, после чего счастливо утрачивались. Мой экземпляр как раз относится к таким — с утраченной сурдиной.
Ремень крепится через на две «кнопки». Верхняя расположена на пластине, через которую четырьмя шурупами крепится гриф к корпусу. Нижняя — в своем классическом месте — в нижней точке обечайки. Нижняя «кнопка» крепления ремня представляет собой легендарную иолановскую инженерную находку — будучи вывинченной из корпуса, брюки превращаются она становится маленькой отверткой, которой при необходимости можно провести многие профилактические работы по инструменту (пожалуй вообще все, предполагающие наличие отвертки, кроме отвинчивания грифа).
Электрическая начинка размещена на пикгарде из черного пластика, который профилирован по форме деки — т.е. простым плоским листом пластика его не заменить, т.к. он должен повторять форму инструмента.
На пикгарде размещены три «сингла в корпусе хамбакера» — крупные по размеру звукосниматели под кодовым именем Maestro, обладающие (как и подавляющее большинство ранних звукоснимателей социалистического производства) не самым сильным уровнем выходного сигнала.
Схема коммутирования несколько не очевидна. Поэтому я процитирую Я-Ху и его статью о Jolana Special из Музеума:
Верхняя клавиша отвечает за выбор одного из двух режимов: в первом положении работает только средний звукосниматель с регулировкой громкости и тембра, а во втором коммутируются только нековый и бриджевый звукосниматели, включаемые двумя средними клавишами, с индивидуальной регулировкой громкости. Нижняя клавиша позволяет включать отсечку низов бриджевого звучка
Вот такие пироги.
После такой коммутации сигнал выводится на классический иолановский джек на металлической пластине с тороца обечайки.
Ну, и на этом, пожалуй все. Добавлю только, что надписи «Jolana» и «Special» в оригинале должны быть белыми, но я, восстанавливая их и получив неожиданный полупрозрачный эффект от покраски (о чем я писал выше), противоречащий непрозрачному оригиналу, решил сделать еще один шаг в сторону и сделал их золотыми. Уж простите засранца.